КЛАССИКА СОМАТИКИ

ТОМАС ХАННА

Уроки соматического движения
КЛАССИКА СОМАТИКИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Томас Ханна
Томас Ханна — профессор философии. Он прожил 62 года, разработал систему восстановления и реабилитации человека, организовал семинары М. Фельденкрайза в США, разработал свою «философию тела» (и ввел термин «соматика» в научный лексикон).
Его философские размышления привели его к необходимости интеграции наших познающих систем «ума» и «тела».
ВОССТАВШИЕ ТЕЛА
«Восстание тел»: соматические мыслители о познании

В книге «Восстание тел» он раскрывает свою «телесную философию». Название книги на английском языке Bodies in revolt «бьется» с названием книги Камю L'Homme révolté (Бунтующий человек) и идейно с ней перекликается. Кстати Камю и Ханна встречались, общались, и у них были теплые личные и философски конгениальные отношения.

Основной тезис книги — у человека есть две системы познания, два «интеллекта». Один мы знаем и постоянно используем, а другой пока находится вне пристального внимания исследователей, хотя по жизни мы его активно, но бессознательно используем.

В книге он последовательно рассматривает историю философии и психологии и приходит к тому, что все лидирующие мыслители человечества сходны в одном: наше существование подчинено и определяется двумя мощнейшими паттернами — расширение и сжатие.

На них обращали внимание Фрейд (удовольствие — неудовольствие), Лоренц (принятие пищи/спаривание — агрессия и страх), Пиаже (аккомадция — ассимиляция), Райх (расширение и удовольствие — сокращение и тревога). Приносящие удовольствие акты связаны с расширением, неприятные переживания связаны со сжатием.

Такая же двойственность присуща и нашему сознанию. Томас Ханна, вслед за многими философами, которых он называет «соматические философы» — а к ним относит Фрейда, Райха, Мерло-Понти и других — выделяет два сознания: «аналитическое» и «феноменологическое».

Аналитическое сознание. Интеллект

Аналитическое сознание по своей сути является простым практическим изучением среды, сканированием, поиском.
На самом деле и определение интеллекта как раз связано со способностью решать проблемы во внешней среде. Чем выше интеллект — тем более эффективно мы можем решать проблемы.

Томас Ханна говорит, что «Сознание — это инструмент, обращенный на внешнюю среду ради ее подавления. Рациональное сознание неспособно развернуться назад и соматически воспринять соматический центр, из которого оно произошло. Оно может украсить, накормить или оздоровить тело — но дать опыт чувственного удовольствия и глубокого переживания жизни оно не способно».

Телесный/соматический интеллект как «феноменологическое сознание»

Когда мы говорим про «внутреннее знание», «интуицию», «состояние потока» — то речь идет как раз о включении «феноменологического сознания» — «соматического/телесного интеллекта».
Когда мы говорили о человеческом сознании, мы так долго имели в виду «аналитическое сознание», что были слепы к тому обстоятельству, что мы воспринимаем еще и совсем другим способом, способом настолько отличным, что нам никогда не приходило в голову вообще считать это восприятием, еще меньше — сознанием.

Этот другой способ восприятия непрактичен, при таком восприятии не происходит направленного поиска, а опыт не расчленяется на единицы (как, например, при организации нашего восприятия на распознавание фигуры/фона)
Томас Ханна
Сферу такого сознания Фрейд называет удовольствием или Эросом. Именно такой тип восприятия вызывает интерес гуманистических психологов: они связывают такой опыт с эмоциональным здоровьем.

Это восприятие, которое является расслабленным, несфокусированным и охватывает область чувствования в целом, а не только ту его грань, которая относится к рациональному восприятию внешнего мира.

Телесное/соматическое сознание — это соматическая вселенная подлинного человеческого опыта, соответствующая тому, как каждый из нас фактически переживает себя и свой мир.

В этом случае разделение «ума» и «тела» отсутствует — «ум» и «тело» составляют часть одной и той же функции, состоящей в поддержании постоянной связи человека со средой: функции восприятия. Индивид становится непосредственным и текучим в процессе общения с внешней средой и другими людьми.

Говорим ли мы о художниках, маленьких детях, философах, отличающихся ясным умом, Святом Франциске Ассизском или дзен-медитации — в каждом случае мы говорим о тех, кто живет в феноменологическом сознании и использует телесный/соматический интеллект.

Будущее — за развитием «телесного интеллекта»

Ханна — социальный оптимист. К тому же его работа была написана вскоре после социальных коллизий 60-х годов. поэтому он размышляет об эволюции человека, вводит понятие «первомутанты» для описания людей, которые готовы выйти на новый уровень, и размышляет об эволюции человека и человечества.

Он полагает, что «если до недавнего времени агрессивность человека и потребность в постоянном труде была оправдана агрессивной внешней средой и необходимостью выживания человека, то теперь особого смысла в этом нет — внешняя среда побеждена!

Люди стали тем здоровым результатом, на который работали тысячи поколений, ставшие инструментальным средством достижения этой человеческой цели».
Эволюция человека будет связана с развитием «связанной с расширением чувственностью, которая не связана с напряженной ассимиляцией предметов и явлений внешнего мира, а связана с доставляющей наслаждение самоотдачей и отказом от чувства страха»
Томас Ханна
По Ханне освобожденное от необходимости выживать человечество может наконец повернуться к себе и начать исследовать свою глубинную чувственность и способность к удовольствию
МИФ О СТАРЕНИИ

УРОКИ СОМАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
ТОМАСА ХАННЫ

Слушаем и делаем
ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП КО ВСЕМ СЛЕДУЮЩИМ УРОКАМ ЗА 1900 РУБЛЕЙ
УРОК №1
УПРАВЛЕНИЕ МЫШЦАМИ-РАЗГИБАТЕЛЯМИ СПИНЫ
УРОК №3
УПРАВЛЕНИЕ МЫШЦАМИ ТАЛИИ
УРОК №4
УПРАВЛЕНИЕ МЫШЦАМИ, ВРАЩАЮЩИМИ ТУЛОВИЩЕ
УРОК №5
УПРАВЛЕНИЕ МЫШЦАМИ ОБЛАСТИ ТАЗОБЕДРЕННЫХ СУСТАВОВ И НОГ
УРОК №6
УПРАВЛЕНИЕ МЫШЦАМИ ШЕИ И ПЛЕЧ
УРОК №8
УЛУЧШЕНИЕ ПОХОДКИ

БЛИЖАЙШИЕ СОБЫТИЯ

    Если есть вопросы напишите мне в Телеграм/WhatsApp
    Статьи по зрению