КЛАССИКА СОМАТИКИ

ТОМАС ХАННА

Уроки соматического движения и философия тела
КЛАССИКА СОМАТИКИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ТОМАС ХАННА : ЭТАПЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ЧТО ТАКОЕ СОМАТИКА

ТЕЛО И СОМА : УЗНАТЬ СЕБЯ ИЗНУТРИ

ВОССТАВШИЕ ТЕЛА : ФИЛОСОФИЯ Т.ХАННА

МИФ О СТАРЕНИИ : ПРАКТИКА СОМАТИКИ

ПРИНЦИПЫ СОМАТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

«МИФ О СТАРЕНИИ» ПОЛНЫЙ КУРС УРОКОВ

ОТЗЫВЫ
Томас Ханна : Этапы жизни и Творчества
Томас Ханна
Томас Ханна родился в 1928 году и вырос в Вако, штат Техас. Это консервативная христианская часть Америки, поэтому неудивительно, что после школы Том решил поступать в Texas Christian University с целью стать пастором. Роль церкви и церковной деятельности оказали значительное влияние на его раннее развитие и формирование философских интересов.

Во время учёбы он встретил свою будущую жену Сьюзан (Susan Hanna). Они вместе ходили в библиотеки, читали классическую литературу и часами слушали классическую музыку. У них было трое детей: Уэнделл, Майкл и Тэд

После окончания колледжа Том получил стипендию на обучение в докторантуре в Университете Чикаго, где он начал писать диссертацию об экзистенциализме. Его выпускная работа была опубликована как книга The Lyrical Existentialists (Hanna, 1962). Стажировался в Европе, общался с европейскими мыслителями, в том числе с Альбертом Камю.

В это же время стал «самопровозглашённым атеистом», оставаясь при этом глубоко чувствительным и духовно настроенным человеком.
Том был не только философом и учёным, но и музыкантом: пел, писал песни и сочинял музыку. Семейные музыкальные вечера были обычной частью жизни.

С 1965 года по 1973 год он преподавал в Университете Флориды.
В 1968 году Ханна получил годовой академический отпуск. Вместе с семьёй он поехал в Мексику, где за несколько месяцев написал книгу «Восставшие тела». Он всей душой переживал все идейные искания 1968 года, и открыто экспериментировал с психотропными веществами

В какой-то момент роль преподавателя и академическая среда стала ему тесной. «Несмотря на то, что у него была престижная должность в уважаемом исследовательском университете, Том был невероятно разочарован недалекой академической бюрократией»

После 40 лет Томас Ханна пережил личностный и творческий кризис. Он закончил академическую карьеру в Университете Флориды в 45 лет. В период после развода с супругой он начал увлекаться физиологией и нейрологией, посещал медицинский центр университета.

«После того, как мои родители развелись, Том оказался без карьеры, семьи или дома, который можно было бы назвать своим. Очевидно, это было время для нового начала, и Том переехал в Калифорнию, чтобы быть со своей новообретенной любовью Элеонорой Крисвелл, которая была доцентом кафедры психологии в программе гуманистической психологии Университета Новато штата Сонома. Элеонора поддерживала Тома как эмоционально, так и финансово, когда он изо всех сил пытался найти новую личность» (Винделл Ханна)

Знакомство и взаимодействие с Моше Фельденкрайзом стало ключевым моментом в развитии идей Томаса Ханны о соматике. У Ханна была соматическая теория, а Фельденкрайз добавил к ней практику работы с телом.

В 1975 году Томас Ханна вместе с Элеонорой Крисвелл основали Novato Institute for Somatic Research and Training, где он практиковал соматику, принимая сотни клиентов на протяжении последующих лет.

Томас Ханна организовал первую в США программу обучения по методу Фельденкрайза, длившуюся с 1975 по 1977 год.

В 1990 году Томас Ханна запустил собственную программу обучения Hanna Somatic Education в Институте Новато, но не завершил её. Томас Ханна скончался в автокатастрофе 29 июля 1990 года, оставив 38 учеников

До конца жизни он мечтал о большем распространении соматики в различных областях: психологии, физиологии и философии человека

Томас Ханна пережил несколько трансформаций профессии и роли: от слушателя богословской школы через академического профессора до независимого философа-мыслителя, «телесника» и основателя новой системы знаний
Что ТАКОЕ СОМАТИКА
Соматическое образование и соматические дисциплины


Соматическое образование – это термин, прилагаемый к нескольким дисциплинам, развившимся в XX веке в Европе и Америке. Данная область была названа соматикой американским философом Томасом Ханной и соматотерапией французскими врачами и деятелями образования.

К соматическим дисциплинам М.Мёрфи, руководитель Эсаленского института и автор книги "Будущее тела", отнёс методику Александера, Метод Аутогенной тренировки И. Шульца, Рольфинг, методику Фельденкрайза и соматику Т.Ханны, прогрессивную релаксацию Джейкобсона, работу по сенсорному осознанию Элизы Гиндлер и Шарлотты Селвер и райхианскую терапию.

Почему же эти достаточно непохожие друг на друга практики были объединены в один класс соматических дисциплин?

«Соматика вполне закономерно выделяется в особую область оттого, что множество применяемых методик роднит сосредоточенность на отношениях между телом и сознанием, эмоциями, волевой сферой и другими измерениями личности. Если обычная медицина – ортопедия, физиотерапия и мануальная терапия – лечат тело как независимое (от человека) существо, то соматические дисциплины исследуют тело в его связи со всем опытом человека…

Все эти дисциплины не обещают врачебного излечения, однако все они разделяют убеждение, что трансформация телесного опыта может увеличивать способности к самоисцелению»
ТЕЛО И СОМА : узнать себя изнутри
Что значит «соматика»?

Человека можно рассматривать двояко: изнутри или снаружи. Рассматривая людей снаружи, физиолог или врач получает совсем другое впечатление, чем то, которое сам человек получает от себя «изнутри».

Когда один человек смотрит на другого, он видит перед собой «тело» определенной формы и размеров. Такое же «тело» представляет собой любая статуя или восковой манекен, обладающий формой и размерами человеческого тела.

Однако если человек рассматривает себя изнутри, он ощущает нечто совсем иное, чем при взгляде снаружи. Он осознает свои чувства, движения и намерения, недоступные чужому взгляду.

Взгляд снаружи — это взгляд постороннего. Посторонний рассматривает человека как нечто неодушевленное, как некое «оно». Но когда человек как бы рассматривает себя «изнутри», он отчетливо ощущает свое «я».

То, что видит физиолог или любой посторонний наблюдатель, глядя со стороны, это всегда «тело». То, что каждый человек видит, рассматривая себя изнутри, ощущая каждую клеточку своего тела, — это всегда «сома».
«Сома» — греческое слово,
которое со времен Гесиода
обозначает «живое» или «живущее» тело
Любое восприятие человеческого тела, которое не включает в себя обе части — наружное восприятие постороннего наблюдателя и внутреннее восприятие человеком самого себя, обманчиво. Рассматривать человека со стороны — это рассматривать его просто как некое тело, которое можно изменить с помощью внешних воздействий, например, хирургических или химических. Однако это одностороннее и неполное представление.

Так называемая научная медицина построила свое представление о человеке, рассматривая его только как «тело». Это — неправильный и обманчивый подход к проблемам человеческого здоровья. Такое представление о человеческом организме является недостаточным, и поэтому предлагаемое «научной» медициной лечение тоже недостаточно.

Уникальность человека состоит в том, что он является одновременно и субъектом, и объектом. Люди — это ощущающие себя и обладающие способностью к движению субъекты. В то же время их можно наблюдать со стороны и на них можно воздействовать.

Больное тело можно «излечить». Лечение - это когда пациент остается пассивным, подвергаясь воздействию извне.

Но многие симптомы, которые традиционно относятся к болезням, могут быть устранены за счет особого обучения и переобучения, при котором «больной» играет активную роль. Это и есть соматика
Для других вы — «тело». Для себя вы — «сома»… (Т.Ханна)
ВОССТАВШИЕ ТЕЛА: ФИЛОСОФИЯ Т.ХАННА
«Восстание тел»: соматические мыслители о познании

В книге «Восстание тел» он раскрывает свою «телесную философию». Название книги на английском языке Bodies in revolt «бьется» с названием книги Камю L'Homme révolté (Бунтующий человек) и идейно с ней перекликается. Кстати Камю и Ханна встречались, общались, и у них были теплые личные и философски конгениальные отношения.


Основной тезис книги — у человека есть две системы познания, два «интеллекта». Один мы знаем и постоянно используем, а другой пока находится вне пристального внимания исследователей, хотя по жизни мы его активно, но бессознательно используем.

В книге он последовательно рассматривает историю философии и психологии и приходит к тому, что все лидирующие мыслители человечества сходны в одном: наше существование подчинено и определяется двумя мощнейшими паттернами — расширение и сжатие.

На них обращали внимание Фрейд (удовольствие — неудовольствие), Лоренц (принятие пищи/спаривание — агрессия и страх), Пиаже (аккомадция — ассимиляция), Райх (расширение и удовольствие — сокращение и тревога). Приносящие удовольствие акты связаны с расширением, неприятные переживания связаны со сжатием.

Такая же двойственность присуща и нашему сознанию. Томас Ханна, вслед за многими философами, которых он называет «соматические философы» — а к ним относит Фрейда, Райха, Мерло-Понти и других — выделяет два сознания: «аналитическое» и «феноменологическое».

Аналитическое сознание. Интеллект

Аналитическое сознание по своей сути является простым практическим изучением среды, сканированием, поиском.
На самом деле и определение интеллекта как раз связано со способностью решать проблемы во внешней среде. Чем выше интеллект — тем более эффективно мы можем решать проблемы.

Томас Ханна говорит, что «Сознание — это инструмент, обращенный на внешнюю среду ради ее подавления. Рациональное сознание неспособно развернуться назад и соматически воспринять соматический центр, из которого оно произошло. Оно может украсить, накормить или оздоровить тело — но дать опыт чувственного удовольствия и глубокого переживания жизни оно не способно».

Телесный/соматический интеллект как «феноменологическое сознание»

Когда мы говорим про «внутреннее знание», «интуицию», «состояние потока» — то речь идет как раз о включении «феноменологического сознания» — «соматического/телесного интеллекта».
Когда мы говорили о человеческом сознании, мы так долго имели в виду «аналитическое сознание», что были слепы к тому обстоятельству, что мы воспринимаем еще и совсем другим способом, способом настолько отличным, что нам никогда не приходило в голову вообще считать это восприятием, еще меньше — сознанием.

Этот другой способ восприятия непрактичен, при таком восприятии не происходит направленного поиска, а опыт не расчленяется на единицы (как, например, при организации нашего восприятия на распознавание фигуры/фона)
Томас Ханна
Сферу такого сознания Фрейд называет удовольствием или Эросом. Именно такой тип восприятия вызывает интерес гуманистических психологов: они связывают такой опыт с эмоциональным здоровьем.

Это восприятие, которое является расслабленным, несфокусированным и охватывает область чувствования в целом, а не только ту его грань, которая относится к рациональному восприятию внешнего мира.

Телесное/соматическое сознание — это соматическая вселенная подлинного человеческого опыта, соответствующая тому, как каждый из нас фактически переживает себя и свой мир.

В этом случае разделение «ума» и «тела» отсутствует — «ум» и «тело» составляют часть одной и той же функции, состоящей в поддержании постоянной связи человека со средой: функции восприятия. Индивид становится непосредственным и текучим в процессе общения с внешней средой и другими людьми.

Говорим ли мы о художниках, маленьких детях, философах, отличающихся ясным умом, Святом Франциске Ассизском или дзен-медитации — в каждом случае мы говорим о тех, кто живет в феноменологическом сознании и использует телесный/соматический интеллект.

Будущее — за развитием «телесного интеллекта»

Ханна — социальный оптимист. К тому же его работа была написана вскоре после социальных коллизий 60-х годов. поэтому он размышляет об эволюции человека, вводит понятие «первомутанты» для описания людей, которые готовы выйти на новый уровень, и размышляет об эволюции человека и человечества.

Он полагает, что «если до недавнего времени агрессивность человека и потребность в постоянном труде была оправдана агрессивной внешней средой и необходимостью выживания человека, то теперь особого смысла в этом нет — внешняя среда побеждена!

Люди стали тем здоровым результатом, на который работали тысячи поколений, ставшие инструментальным средством достижения этой человеческой цели».
Эволюция человека будет связана с развитием «связанной с расширением чувственностью, которая не связана с напряженной ассимиляцией предметов и явлений внешнего мира, а связана с доставляющей наслаждение самоотдачей и отказом от чувства страха»
Томас Ханна
По Ханне освобожденное от необходимости выживать человечество может наконец повернуться к себе и начать исследовать свою глубинную чувственность и способность к удовольствию
МИФ О СТАРЕНИИ: ПРАКТИКА СОМАТИКИ
Причина наших проблем - сенсорно-моторная амнезия

Современный человек действует в линейной городской среде – он ходит по прямым улицам, сидит на ровных стульях, смотрит на близкое расстояние. Наш же организм приспособлен для совсем другой нагрузки – стопа создана для того, чтобы ходить по пересеченной местности, взгляд – чтобы смотреть вдаль.

Поэтому не все возможности нашего организма используются. Если наши мышцы не работают регулярно, выполняя сложные или необычные виды деятельности, то они слабеют и перестают слушаться. То же самое верно и в отношении мозга - если наши мозговые клетки активно не работают, решая различные задачи, то они также выходят из строя.

Другим фактором является то, что организм современного человека постояннонаходится в стрессе. Эти стрессы «включают» автоматические рефлексы («красного света», «зеленого света», травмы), и эти постоянно действующие рефлексы создают постоянное напряжение в мышцах, которые мы уже не можем произвольно расслабить. Эти мышечные сокращения становятся настолько неосознанными и автоматическими, что в конце концов человек забывает, как двигаться свободно.
Мы забываем как двигаться
свободно и естественно,
а постоянный стресс и линейная городская среда
эту забывчивость
поддерживают и усиливают
Подобная потеря памяти естественного и свободного движения, ставшая привычной, получила название сенсомоторной амнезии (СМА).

Сенсорно-моторная амнезия - это адаптивная реация нашей нервной системы. Наш мозг функционирует по принципу эффективности, и он «забывает» про те функции и движения тела, которые редко используются или не используются вовсе. Действует принцип «используй – или потеряешь».

Сенсомоторная амнезия — это патология, которая не может быть диагностирована и излечена ни с помощью хирургии, ни с помощью каких-либо других традиционных медицинских методов. Поскольку сенсомоторная амнезия — это приобретенная, своего рода заученная адаптационная реакция, то от нее можно избавиться, т. е. отучиться.

Сенсомоторная амнезия устраняется путем особого обучения, при котором клиент играет активную роль. Это внутренний соматический процесс, который исходит изнутри, из головного мозга и влияет на мышечную систему.

Соматика для преодоления последствий СМА

Соматика направлена на то, чтобы научить человека справляться со стрессовой реакцией и сенсорномоторной амнезией.

Восприятие себя сомой-субъектом позволяет человеку по отношению к своему телу играть роль субъекта, а именно обучать эту сому более функциональному поведению. Соматический подход исходит из того, что люди — это соматические существа, способные осознавать, изменять и улучшать себя изнутри.
Принципы соматического обучения
Принципы соматического обучения определены Томасом Ханна

1.В идеале вы должны выполнять соматические упражнения, лежа на коврике или подстилке. Ваша одежда должна быть свободной, а окружение не должно отвлекать.

2.Необходимо сконцентрировать ваше внимание на внутренних ощущениях от движения.

3.Движения всегда выполняют медленно. Это позволяет головному мозгу заметить все, что происходит в вашем теле во время выполнения движения.

4.Движения всегда выполняются мягко и без малейших усилий.

5.Соматические упражнения безболезненны и выполняются в зоне комфорта.

6.Важен отдых между повторениями, так как осознавание происходит не тогда, когда выполняется движение, а тогда, когда человек отдыхает и это движение осмысливает

УРОКИ, упражнения
СОМАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
ТОМАСА ХАННЫ

Слушаем и делаем
УРОК №1
УПРАВЛЕНИЕ МЫШЦАМИ-РАЗГИБАТЕЛЯМИ СПИНЫ
Этот урок можно пройти бесплатно на нашем Радио Соманавтика
УРОК №2
УПРАВЛЕНИЕ МЫШЦАМИ-СГИБАТЕЛЯМИ ЖИВОТА
Этот урок можно пройти бесплатно на нашем Радио Соманавтика
УРОК №1
УПРАВЛЕНИЕ МЫШЦАМИ-РАЗГИБАТЕЛЯМИ СПИНЫ
Этот урок можно пройти бесплатно на нашем Радио Соманавтика
УРОК №2
УПРАВЛЕНИЕ МЫШЦАМИ-СГИБАТЕЛЯМИ ЖИВОТА
Этот урок можно пройти бесплатно на нашем Радио Соманавтика
УРОК №3
УПРАВЛЕНИЕ МЫШЦАМИ ТАЛИИ
УРОК №4
УПРАВЛЕНИЕ МЫШЦАМИ, ВРАЩАЮЩИМИ ТУЛОВИЩЕ
УРОК №5
УПРАВЛЕНИЕ МЫШЦАМИ ОБЛАСТИ ТАЗОБЕДРЕННЫХ СУСТАВОВ И НОГ
УРОК №6
УПРАВЛЕНИЕ МЫШЦАМИ ШЕИ И ПЛЕЧ
УРОК №7
УЛУЧШЕНИЕ ДЫХАНИЯ
УРОК №8
УЛУЧШЕНИЕ ПОХОДКИ
УРОК №3
УПРАВЛЕНИЕ МЫШЦАМИ ТАЛИИ
УРОК №4
УПРАВЛЕНИЕ МЫШЦАМИ, ВРАЩАЮЩИМИ ТУЛОВИЩЕ
УРОК №5
УПРАВЛЕНИЕ МЫШЦАМИ ОБЛАСТИ ТАЗОБЕДРЕННЫХ СУСТАВОВ И НОГ
УРОК №6
УПРАВЛЕНИЕ МЫШЦАМИ ШЕИ И ПЛЕЧ
УРОК №7
УЛУЧШЕНИЕ ДЫХАНИЯ
УРОК №8
УЛУЧШЕНИЕ ПОХОДКИ
ОТЗЫВЫ ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ УРОКОВ
ПОЛУЧИТЬ БЕССРОЧНЫЙ ДОСТУП
К аудиозаписям ВСЕХ уроков СОматики
по книге Т.Ханны "МИФ О СТАРЕНИИ"