«Восстание тел»: соматические мыслители о познании
В книге «Восстание тел» он раскрывает свою «телесную философию». Название книги на английском языке Bodies in revolt «бьется» с названием книги Камю L'Homme révolté (Бунтующий человек) и идейно с ней перекликается. Кстати Камю и Ханна встречались, общались, и у них были теплые личные и философски конгениальные отношения.
Основной тезис книги — у человека есть две системы познания, два «интеллекта». Один мы знаем и постоянно используем, а другой пока находится вне пристального внимания исследователей, хотя по жизни мы его активно, но бессознательно используем.
В книге он последовательно рассматривает историю философии и психологии и приходит к тому, что все лидирующие мыслители человечества сходны в одном: наше существование подчинено и определяется двумя мощнейшими паттернами — расширение и сжатие.
На них обращали внимание Фрейд (удовольствие — неудовольствие), Лоренц (принятие пищи/спаривание — агрессия и страх), Пиаже (аккомадция — ассимиляция), Райх (расширение и удовольствие — сокращение и тревога). Приносящие удовольствие акты связаны с расширением, неприятные переживания связаны со сжатием.
Такая же двойственность присуща и нашему сознанию. Томас Ханна, вслед за многими философами, которых он называет «соматические философы» — а к ним относит Фрейда, Райха, Мерло-Понти и других — выделяет два сознания: «аналитическое» и «феноменологическое».
Аналитическое сознание. Интеллект
Аналитическое сознание по своей сути является простым практическим изучением среды, сканированием, поиском.
На самом деле и определение интеллекта как раз связано со способностью решать проблемы во внешней среде. Чем выше интеллект — тем более эффективно мы можем решать проблемы.
Томас Ханна говорит, что «Сознание — это инструмент, обращенный на внешнюю среду ради ее подавления. Рациональное сознание неспособно развернуться назад и соматически воспринять соматический центр, из которого оно произошло. Оно может украсить, накормить или оздоровить тело — но дать опыт чувственного удовольствия и глубокого переживания жизни оно не способно».
Телесный/соматический интеллект как «феноменологическое сознание»
Когда мы говорим про «внутреннее знание», «интуицию», «состояние потока» — то речь идет как раз о включении «феноменологического сознания» — «соматического/телесного интеллекта».