К.Кастанеда — американский мыслитель, писатель, антрополог, философ, этнограф и мистик. Автор книг-бестселлеров, в которых он описал свое общение и обучение у мага Дона Хуана Матуса.
Я много читал и думал над историями и событиями, описанными в книгах К. Кастанеды, да и сейчас периодически открываю его книги, чтобы прочитать несколько страниц
Две мысли кажутся мне важными в связи с наследием К. Кастанеды применительно к телесным практикам — да и любым другим практикам саморазвития тоже:
1. Причина избыточных напряжений мышц (которые приводят к разным известным симптомам — проблемам со спиной, ухудшению зрения, плохой осанке и т. д.) может лежать не только на физическом плане, но и на других планах (эмоциональном, психологическом, духовном…)
2. Важно исследовать и соотносить между собой различные практики и подходы, выбирая из них то, что соответствует нашей картине мира, ценностям, нынешнему уровню знания и понимания
Например, если мы чувствуем избыточные мышечные напряжения и различные неприятные симптомы, работаем со своим телом, и каких-то улучшений достигаем — но напряжение и симптомы регулярно возвращаются — может быть дело не только в направленности и интенсивности тренировок, но и в различных психологических аспектах — на которые обращает внимание бодинамика, или в присущих нам фундаментальных чувствах — страхе смерти, чувстве собственной важности и жалости к себе — которые описаны и являются предметом изучения в работах Карлоса Кастанеды
Три фундаментальных чувства, присущих человеку
К.Кастанеда пишет, что человеческому виду свойственны три фундаментальные чувства — страх смерти, чувство собственной важности и жалость к себе.
Эти чувства гарантируют нам выживание и успешное социальное функционирование, но они же удерживают нас в статичном положении, ограничивая восприятие и способы взаимодействия с миром.
Эти чувства могут проявлять себя активно (и тогда мы их легко замечаем), но чаще всего они пребывают в латентном состоянии «готовности», которое фиксируется и удерживается при помощи комплекса неосознаваемых мышечных напряжений в определенных участках нашего тела.
Таким образом эти зоны мышечных напряжений являются «ремнями», закрепляющими наше восприятие в позиции, которую можно назвать «озабоченностью» (или, если взять еще шире — «озабоченностью собственной судьбой»)…
Страх смерти и мышцы живота
Согласно К. Кастанеде, страх смерти проецирует себя на все мышцы брюшной полости и области солнечного сплетения.
Чем больше окружающая ситуация опасна для жизни — тем более плоским должен быть живот.
«Ноги держи в тепле, живот в голоде, а голову в холоде», — говорил своим солдатам Александр Суворов. «Живот в голоде» — это чтобы живот у солдата был подтянут. Солдат с подтянутым плоским животом — хороший солдат.
Антипод солдата — это Хотей
Самой главной отличительной чертой Хотэя является его большой выпуклый обнажённый живот. Хотэй всегда бос, лыс и всегда изображается с широкой открытой улыбкой. Большой живот у Хотэя — признак достатка и богатства. Хотей не выживает, а живёт.
С точки зрения бодинамики плоский живот формируется за счет тонуса поперечной мышцы
Если коротко, то напряжённая поперечная мышца живота формирует плоский живот и осиную талию, а на психологическом уровне напряженная поперечная мышца означает высокую степень самоконтроля своих импульсов, действий и желаний. Если поперечная мышца не в тонусе, то соответственно человек не так сильно себя контролирует — и способен проявлять чувства и следовать своим импульсам.
Чем меньше страха — тем более расслаблен живот
Чем более расслаблен живот — тем меньше страха
Я много читал и думал над историями и событиями, описанными в книгах К. Кастанеды, да и сейчас периодически открываю его книги, чтобы прочитать несколько страниц
Две мысли кажутся мне важными в связи с наследием К. Кастанеды применительно к телесным практикам — да и любым другим практикам саморазвития тоже:
1. Причина избыточных напряжений мышц (которые приводят к разным известным симптомам — проблемам со спиной, ухудшению зрения, плохой осанке и т. д.) может лежать не только на физическом плане, но и на других планах (эмоциональном, психологическом, духовном…)
2. Важно исследовать и соотносить между собой различные практики и подходы, выбирая из них то, что соответствует нашей картине мира, ценностям, нынешнему уровню знания и понимания
Например, если мы чувствуем избыточные мышечные напряжения и различные неприятные симптомы, работаем со своим телом, и каких-то улучшений достигаем — но напряжение и симптомы регулярно возвращаются — может быть дело не только в направленности и интенсивности тренировок, но и в различных психологических аспектах — на которые обращает внимание бодинамика, или в присущих нам фундаментальных чувствах — страхе смерти, чувстве собственной важности и жалости к себе — которые описаны и являются предметом изучения в работах Карлоса Кастанеды
Три фундаментальных чувства, присущих человеку
К.Кастанеда пишет, что человеческому виду свойственны три фундаментальные чувства — страх смерти, чувство собственной важности и жалость к себе.
Эти чувства гарантируют нам выживание и успешное социальное функционирование, но они же удерживают нас в статичном положении, ограничивая восприятие и способы взаимодействия с миром.
Эти чувства могут проявлять себя активно (и тогда мы их легко замечаем), но чаще всего они пребывают в латентном состоянии «готовности», которое фиксируется и удерживается при помощи комплекса неосознаваемых мышечных напряжений в определенных участках нашего тела.
Таким образом эти зоны мышечных напряжений являются «ремнями», закрепляющими наше восприятие в позиции, которую можно назвать «озабоченностью» (или, если взять еще шире — «озабоченностью собственной судьбой»)…
Страх смерти и мышцы живота
Согласно К. Кастанеде, страх смерти проецирует себя на все мышцы брюшной полости и области солнечного сплетения.
Чем больше окружающая ситуация опасна для жизни — тем более плоским должен быть живот.
«Ноги держи в тепле, живот в голоде, а голову в холоде», — говорил своим солдатам Александр Суворов. «Живот в голоде» — это чтобы живот у солдата был подтянут. Солдат с подтянутым плоским животом — хороший солдат.
Антипод солдата — это Хотей
Самой главной отличительной чертой Хотэя является его большой выпуклый обнажённый живот. Хотэй всегда бос, лыс и всегда изображается с широкой открытой улыбкой. Большой живот у Хотэя — признак достатка и богатства. Хотей не выживает, а живёт.
С точки зрения бодинамики плоский живот формируется за счет тонуса поперечной мышцы
Если коротко, то напряжённая поперечная мышца живота формирует плоский живот и осиную талию, а на психологическом уровне напряженная поперечная мышца означает высокую степень самоконтроля своих импульсов, действий и желаний. Если поперечная мышца не в тонусе, то соответственно человек не так сильно себя контролирует — и способен проявлять чувства и следовать своим импульсам.
Чем меньше страха — тем более расслаблен живот
Чем более расслаблен живот — тем меньше страха

Чувство собственной важности и мышцы лица
Чувство собственной важности (feeling of self-importance) - это восприятие ценности себя во всех своих проявлениях.
Это не обязательно выражается в превосходстве над другими людьми. Это фиксация и возвеличивание собственных проявлений, а также постоянные рассказы себе о себе (внутренний диалог) о том, что «всё не зря»; приписывание значимости всему, что я делаю и что со мной происходит.
Чувство собственной значимости означает, что мы привязываемся к той роли, которую нам приходится играть по жизни (родителя, водителя, директора… ), считаем себя лучшими в этой роли (а других – хуже нас) и хотим, чтобы другие нас «уважали» – то есть чтобы воспринимали нас как значимых людей.
В социальных контактах чувство собственной значимости необходимо, потому что оно делает нас понятными для других людей. Но жизнь в любой роли и возвеличивание себя в этом отнимает энергию и мешает воспринимать жизнь во всём многообразии. Мы привязываемся к играемым ролям, фиксируемся на них, и начинаем слишком серьёзно воспринимать себя и слишком зависеть от отношения и оценок других людей.
Чувство собственной важности проецирует себя на группы мышц, используемые для социальных взаимодействий. Мы взаимодействуем голосом и глазами, мимикой. То есть в социальной коммуникации участвуют мышцы лица и головы (мимические мышцы, мышцы глаз и языка)
Чем разнообразнее мимика и подвижнее лицо – тем разнообразнее внутренняя жизнь, тем больше гибкости и меньше важности.
Чем более напряжено лицо – тем меньше эмпатии, а все переживания связаны с собой.
Жалость к себе и мышцы плечевого пояса и шеи
Жалость к себе – это мысли о том, что судьба обошлась к нам несправедливо.
Эх, если бы мама заплатила за меня, и я поступила бы в институт на платное, а не в бесплатный техникум…
Эх, если бы Сергей женился на мне (или Марина вышла бы за меня замуж), то всё было бы по-другому…
Эх, если бы я не родила ребёнка так рано…
Что есть другая, лучшая жизнь, но мы в эту жизнь не попадаем.
Если чувство собственной важности – это сравнение себя с другими со знаком «плюс», то жалость к себе – это сравнение себя с другими со знаком «минус». Когда мы завидуем другим людям, которые чего-то добились, или что-то умеют лучше нас, или просто живут лучше нас – то дело не в них. Дело в нашей жалости к себе.
И что мы делаем, когда сравнение идет не в нашу пользу?
Втягиваем голову в плечи.
Жалость к себе проецируется прежде всего на мышцы плечевого пояса, мышцы спины (особенно верхней части) и шею.
Каждый день в процессе социальных коммуникаций мы оцениваем себя и других, сравниваем себя и других – друг с другом и с социальными образами – и, если при таких сравнениях чувствуем себя не ок, то мысленно втягиваем голову вниз, делаем шею жёсткой, а плечи поднимаем вверх.
Чтобы заплакать от жалости к себе – надо опустить голову и поднять плечи.
Чтобы стать невидимкой – надо поднять плечи и опустить голову.
Поэтому чем больше жалости к себе – тем сильнее сутулость, выше плечи, короче шея.
Чем лучше осанка – тем больше принятия себя, своей жизни и своей судьбы, тем меньше жалости к себе.
Чувство собственной важности (feeling of self-importance) - это восприятие ценности себя во всех своих проявлениях.
Это не обязательно выражается в превосходстве над другими людьми. Это фиксация и возвеличивание собственных проявлений, а также постоянные рассказы себе о себе (внутренний диалог) о том, что «всё не зря»; приписывание значимости всему, что я делаю и что со мной происходит.
Чувство собственной значимости означает, что мы привязываемся к той роли, которую нам приходится играть по жизни (родителя, водителя, директора… ), считаем себя лучшими в этой роли (а других – хуже нас) и хотим, чтобы другие нас «уважали» – то есть чтобы воспринимали нас как значимых людей.
В социальных контактах чувство собственной значимости необходимо, потому что оно делает нас понятными для других людей. Но жизнь в любой роли и возвеличивание себя в этом отнимает энергию и мешает воспринимать жизнь во всём многообразии. Мы привязываемся к играемым ролям, фиксируемся на них, и начинаем слишком серьёзно воспринимать себя и слишком зависеть от отношения и оценок других людей.
Чувство собственной важности проецирует себя на группы мышц, используемые для социальных взаимодействий. Мы взаимодействуем голосом и глазами, мимикой. То есть в социальной коммуникации участвуют мышцы лица и головы (мимические мышцы, мышцы глаз и языка)
Чем разнообразнее мимика и подвижнее лицо – тем разнообразнее внутренняя жизнь, тем больше гибкости и меньше важности.
Чем более напряжено лицо – тем меньше эмпатии, а все переживания связаны с собой.
Жалость к себе и мышцы плечевого пояса и шеи
Жалость к себе – это мысли о том, что судьба обошлась к нам несправедливо.
Эх, если бы мама заплатила за меня, и я поступила бы в институт на платное, а не в бесплатный техникум…
Эх, если бы Сергей женился на мне (или Марина вышла бы за меня замуж), то всё было бы по-другому…
Эх, если бы я не родила ребёнка так рано…
Что есть другая, лучшая жизнь, но мы в эту жизнь не попадаем.
Если чувство собственной важности – это сравнение себя с другими со знаком «плюс», то жалость к себе – это сравнение себя с другими со знаком «минус». Когда мы завидуем другим людям, которые чего-то добились, или что-то умеют лучше нас, или просто живут лучше нас – то дело не в них. Дело в нашей жалости к себе.
И что мы делаем, когда сравнение идет не в нашу пользу?
Втягиваем голову в плечи.
Жалость к себе проецируется прежде всего на мышцы плечевого пояса, мышцы спины (особенно верхней части) и шею.
Каждый день в процессе социальных коммуникаций мы оцениваем себя и других, сравниваем себя и других – друг с другом и с социальными образами – и, если при таких сравнениях чувствуем себя не ок, то мысленно втягиваем голову вниз, делаем шею жёсткой, а плечи поднимаем вверх.
Чтобы заплакать от жалости к себе – надо опустить голову и поднять плечи.
Чтобы стать невидимкой – надо поднять плечи и опустить голову.
Поэтому чем больше жалости к себе – тем сильнее сутулость, выше плечи, короче шея.
Чем лучше осанка – тем больше принятия себя, своей жизни и своей судьбы, тем меньше жалости к себе.