Как мы мыслим? Абстрактное мышление зависит от движения глаз
Мы обучаемся на примере собственного тела. И если в моей телесной репрезентации нет подходящего опыта, то увы, я не смогу это абстрактное понятие усвоить.
Более того, абстрактные понятия рождаются из анализа явлений физического мира. Мы думаем так как мы движемся.
Вы скажете — а если я сижу неподвижно и думаю — движется ли что-то у меня. Кроме мысли?
Да, конечно! Даже у неподвижно сидящего человека двигаются мышцы глаз и языка.
Абстрактное мышление невозможно без движений глаз. Визуальные образы сопровождаются определенным положением глаз. Вот как это можно понять на собственном опыте. Для этого нужно лишь 2 минуты свободного времени.
Представьте что вы стоите на лугу и смотрите на небольшой цветок. А теперь представьте что вы смотрите на огромное величественное дерево устремленное вверх к облакам. Вообразите озеро. Вглядитесь в отражение облаков на его поверхности. Посмотрите на свое отражение в воде. Представьте себе вершину горы, покрытую снегом. Не открывая глаз вернитесь к образу растения с затейливым цветком.
Откройте глаза и заметьте, куда вы смотрите. Закройте глаза и снова представьте, что вы смотрите на дерево, ветви которого величественно вздымаются к небу. Откройте глаза и заметьте, куда вы смотрите. Закройте глаза и представьте, что смотрите на гладь озера. Откройте глаза и заметьте, куда вы смотрите. Закройте глаза и представьте, что смотрите на покрытую снегом вершину. Откройте глаза и заметьте куда вы смотрите.
Оказывается, что мысленно представляя себе какую-нибудь картину, вы неосознанно направляете взгляд туда, куда он был бы направлен, если бы вам довелось видеть эту картину воочию, пребывая в вертикальном положении.
НЛП и глазодвигательные реакции.
Направляя глаза в разные стороны, мы получаем доступ к разным когнитивным ресурсам.
Правильная траектория глаз может навести на правильное решение. Когда мы выполняем действия в уме. на самом деле мы выполняем действия глазами. Правильное движение глаз наталкивает на верный ответ. Чтобы лучше понять, как благодаря движению находится решение проблем, представим себе следующую ситуацию:
Вы врач и выяснили, что у вашего пациента неоперабельная опухоль желудка. В принципе существуют лазеры, разрушающие опухоль, если настроить их на достаточно высокую мощность. Это хорошая новость. Плохая новость состоит в том, что при такой интенсивности воздействия лазер разрушит также и здоровую ткань вокруг опухоли. Опухоль злокачественная, поэтому, если пациента не прооперировать, он умрет. Как можно разрушить опухоль, не повредив здоровую ткань, через которую должен пройти лазерный луч? Существует ли какой-нибудь способ уничтожить опухоль и при этом гарантировать то, что здоровая ткань вокруг не пострадает?
Решить эту проблему действительно непросто. На самом деле только 10 процентов студентов находят правильное решение с первого раза. Дело в том, что существует достаточно простой способ повысить шансы на успех и — как вы, возможно, уже догадались — он связан с особенностями строения тела.
Когда людям показывают компьютерную диаграмму больного участка — такой круг, на котором изображена опухоль, окруженная со всех сторон слоем здоровой ткани, — и просят их подумать над возможным решением проблемы, одновременно с этим следя глазами за движением малюсенькой световой точки, прыгающей по экрану, процент студентов, нашедших правильный ответ, существенно возрастает.
Подсказку им дает та самая маленькая точка, которая достигает опухоли и возвращается обратно, каждый раз проходя через здоровую ткань по новому «маршруту».
Если вы еще не догадались, то проблема решается следующим образом. Необходимо расставить вокруг пациента несколько отдельных лазерных аппаратов и направить их все на опухоль в желудке.
Если каждый из них будет бомбардировать злокачественное образование небольшими дозами радиации, то в сумме радиации накопится достаточно, чтобы разрушить его, а вот окружающая здоровая ткань при этом не пострадает.
Двигая глазами определенным образом, по сути, подражающим «правильному» движению лазера, люди приходят к решению проблемы, до которого иначе никогда бы не додумались.
Студенты обычно считают, что движущаяся точка придумана, чтобы отвлекать их и затруднять поиск ответа. Но когда их глаза начинают «выхватывать» траекторию движения «лазерных лучей», добирающихся до опухоли разными путями, выясняется, что прыгающая точка на самом деле повысила их шансы на успех.