«Глядя на губчатое тело асцидии, трудно поверить в то, что это существо относится к типу хордовых, который включает в себя представителей животного мира со спинным мозгом, таких как рыбы, птицы, пресмыкающиеся и люди. Но, в отличии от других животных своего типа, асцидии не сохраняют свой головной и спинной мозг навсегда. Они „держат“ их лишь когда они нужны»
Так начинается одна из глав в книге С. Бейлок «Мозг и тело».
Свой жизненный путь асцидия начинает с формы личинки. Личинка способна двигаться, у нее есть примитивный глаз, хвост, с помощью которого она может двигаться, спинной и головой мозг. Но как только личинка находит себе место, к которому может прикрепиться — борт лодки, камень, дно океана, и с которого она больше до конца жизни не сдвинется, то её мозг абсорбируется телом. Как только у асцидии начинается осёдлая жизнь, она в буквальном смысле съедает свой мозг.
Это примитивная форма жизни, скажете вы. Им мозг и не нужен. Но вот читаю книгу по практической кинезиологии, и встречаю такой текст:
«Многие высшие формы жизни имеют память и способны к принятию решений без мозга как такового. У нас существует тенденция думать о высших формах жизни как о имеющих память и способность принимать решения благодаря наличию мозга. Чтобы проверить это, Хорридж, поделавший известный опыт его имени, обезглавил насекомое и подвесил его над раствором соли. Насекомое получало удар током каждый раз, когда его нога расслаблялась и под действием гравитации опускалась в раствор.
Обезглавленное насекомое научилось удерживать мышцы ноги сокращёнными, чтобы избежать удара током. Этот эксперимент был уточнён Хойлом, сделавшим прямую запись сигналов от специфических нервов. Он обнаружил, что «…насекомое с удалённым мозгом обучалось лучше интактного».
Конечно прямую связь между насекомыми и людьми проводить неправомерно, но тем не менее — может быть значение мозга в нашей жизни несколько преувеличивается? А наши выдающиеся способности в движении и мышлении обусловлены не только работой нашего мозга, а какими-то другими факторами, которые находятся на периферии современного научного познания — которое заворожено изучением мозга…
«После обсуждения способности обезглавленных насекомых обучаться с помощью спинного мозга и ствола мозга без использования мозга Питч сообщает «…существуют доказательства размещения памяти в некоторых очень странных местах. Мозг, в том понимании, что он размещается внутри черепа, не является условием ума».