Блог

Сознательные компетенции

Недавно был на#nbsp;методическом семинаре по#nbsp;улучшению навыков обучения онлайн. Там нам показали ролик о#nbsp;том, как обучаются взрослые люди (https://youtu.be/taKd3bZ10BM?si=rUNzaA4NyOet9daY). В#nbsp;ролике собраны все методические основания, на#nbsp;которых ныне покоится андрагогика.

Какой#nbsp;же образ обучающегося «взрослого» вырисовывается?
«Взрослые не#nbsp;терпят критики и#nbsp;поглощены результативностью»
«Обучение не#nbsp;должно угрожать личности обучаемого»
«Обучаемому важно не#nbsp;потерять авторитет»
«Для взрослых важно избежать традиционно понимаемой роли ученика»

Меня это улыбнуло#nbsp;— при таких раскладах мало кто захотел#nbsp;бы быть «взрослым» (занудой)#nbsp;— если#nbsp;бы был конечно выбор. Обучился, «надул щеки», отработал своё, вышел на#nbsp;пенсию. Девиз «взрослых»#nbsp;— «рождён чтобы быть важным и#nbsp;много работать». Тысячу раз прав М. Фельденкрайз в#nbsp;том, что «общество не#nbsp;заинтересовано в#nbsp;развитии способностей индивида». Но#nbsp;хотел поговорить немного о#nbsp;другом.

Там была приведена очень популярная модель обучения сознательным компетенциям. Модель предполагает, что в#nbsp;процессе изучения нового навыка человек проходит через четыре этапа:
этап 1#nbsp;— бессознательное некомпетентность;
этап 2 -сознательная некомпетентность;
этап 3 -сознательная компетентность; и
этап 4#nbsp;— бессознательная компетентность.

Вот как это работает в#nbsp;случае обучения вождению автомобиля.
Этап 1: Я#nbsp;хочу научиться водить машину и, наблюдая за#nbsp;тем, как другие водят машину, я#nbsp;предполагаю, что это легко
Этап 2: я#nbsp;сажусь в#nbsp;машину и#nbsp;понимаю, что управлять автомобилем гораздо сложнее чем я#nbsp;думал.
Этап 3: Я#nbsp;умею водить машину, но#nbsp;это требует большой концентрации и#nbsp;внимания.
Этап 4: я#nbsp;умею водить машину настолько хорошо, что я#nbsp;могу управлять автомобилем и#nbsp;заниматься другими делами. Вождение автомобиля происходит на#nbsp;автоматическом уровне.

В#nbsp;этой модели этап 4 является заключительным. Тем, к#nbsp;которому надо стремиться.

И#nbsp;странно, что никто не#nbsp;замечает ограниченности этой модели#nbsp;— описания заключительного этапа как бессознательного (реактивного). Действительно#nbsp;ли бессознательное выполнение действий#nbsp;— это то, к#nbsp;чему следует стремиться?

Какие опасности поджидают нас на#nbsp;четвертом, бессознательном, этапе?

—#nbsp;Остановка в#nbsp;развитии. Мы#nbsp;считаем, что наше обучение завершено, и#nbsp;мы#nbsp;уже все знаем#nbsp;— в#nbsp;текущей деятельности нет более ничего, чтобы можно было еще узнать. У#nbsp;нас пропадает стимул к#nbsp;совершенствованию и#nbsp;постоянным улучшениям;
—#nbsp;Чувство успокоения. Мы#nbsp;считаем что все знаем, и#nbsp;выключаем свое внимание, и#nbsp;реагируем с#nbsp;запозданием на#nbsp;внешние события. Если вернуться к#nbsp;аналогии вождения, то#nbsp;состояние «неосознанной компетентности»#nbsp;— это состояние, в#nbsp;котором и#nbsp;происходит большинство несчастных случаев.

Многие действия, которые мы#nbsp;выполняем ежедневно, находясь в#nbsp;реактивном состоянии, уже не#nbsp;являются столь#nbsp;же эффективными и#nbsp;максимально полезными по#nbsp;сравнению со#nbsp;временем, когда мы#nbsp;обучались этим действиям осознанно и#nbsp;внимательно. Из-за того, что они оказались «вшиты» в#nbsp;наш мозг, эти действия стали привычками. Которые могут сдерживать наше развитие.

Поэтому настоящие мастера своего дела не#nbsp;задерживаются на#nbsp;четвертом этапе и#nbsp;доходят до#nbsp;пятого этапа, который можно назвать «осознанная компетентность»

Пятый этап модели обучения сознательным компетенциям#nbsp;— это «Осознанная компетентность»

На#nbsp;этом этапе внимание человека сосредоточено на#nbsp;его действиях. Общая канва деятельности уже известна, поэтому можно обращать внимание на#nbsp;процесс. Это позволяет человеку непрерывно оценивать то, что он#nbsp;делает и#nbsp;как он#nbsp;это делает, и#nbsp;совершенствовать свои действия, используя обратную связь от#nbsp;предмета деятельности и#nbsp;окружения.

Такое состояние осознанной компетентности достигается лучшими исполнителями в#nbsp;спорте, театре и#nbsp;музыке. Это состояние, которое позволяет выдающемуся актеру годами играть одну и#nbsp;ту#nbsp;же роль, вовлекая зрителя в#nbsp;иллюзию, что-то, что происходит на#nbsp;сцене, происходит в#nbsp;первый раз. Такое состояние осознавания известно и#nbsp;лучшим менеджерам, продавцам и#nbsp;другим профессионалам и#nbsp;экспертам.

Если вернуться к#nbsp;аналогии с#nbsp;вождением, то#nbsp;мы#nbsp;могли#nbsp;бы назвать это состояние «Продвинутый (осознанный) водитель». «Осознанный водитель» управляет автомобилем в#nbsp;полной сосредоточенности на#nbsp;себе, автомобиле и#nbsp;ситуации на#nbsp;дороге. Такой водитель исследует свои возможности по#nbsp;управлению автомобилем и#nbsp;направляет свое внимание и#nbsp;намерение на#nbsp;то, чтобы водить автомобиль наилучшим образом.

И#nbsp;на#nbsp;рабочем месте, и#nbsp;в#nbsp;повседневной жизни необходимо регулярно пересматривать те#nbsp;действия, которые мы#nbsp;считаем очевидными и#nbsp;само собой разумеющимися. Осознавая свои действия и#nbsp;постоянно обновляя свои навыки, мы#nbsp;делаем свое дело лучше и#nbsp;лучше, в#nbsp;то#nbsp;же время совершенствуем свои способности и#nbsp;развиваемся.

Осознанный мастер всегда внимателен
соматика бодинамика телесный интеллект