Блог

Сознательные компетенции

Недавно был на методическом семинаре по улучшению навыков обучения онлайн. Там нам показали ролик о том, как обучаются взрослые люди (https://youtu.be/taKd3bZ10BM?si=rUNzaA4NyOet9daY). В ролике собраны все методические основания, на которых ныне покоится андрагогика.

Какой же образ обучающегося «взрослого» вырисовывается?
«Взрослые не терпят критики и поглощены результативностью»
«Обучение не должно угрожать личности обучаемого»
«Обучаемому важно не потерять авторитет»
«Для взрослых важно избежать традиционно понимаемой роли ученика»

Меня это улыбнуло — при таких раскладах мало кто захотел бы быть «взрослым» (занудой) — если бы был конечно выбор. Обучился, «надул щеки», отработал своё, вышел на пенсию. Девиз «взрослых» — «рождён чтобы быть важным и много работать». Тысячу раз прав М. Фельденкрайз в том, что «общество не заинтересовано в развитии способностей индивида». Но хотел поговорить немного о другом.

Там была приведена очень популярная модель обучения сознательным компетенциям. Модель предполагает, что в процессе изучения нового навыка человек проходит через четыре этапа:
этап 1 — бессознательное некомпетентность;
этап 2 -сознательная некомпетентность;
этап 3 -сознательная компетентность; и
этап 4 — бессознательная компетентность.

Вот как это работает в случае обучения вождению автомобиля.
Этап 1: Я хочу научиться водить машину и, наблюдая за тем, как другие водят машину, я предполагаю, что это легко
Этап 2: я сажусь в машину и понимаю, что управлять автомобилем гораздо сложнее чем я думал.
Этап 3: Я умею водить машину, но это требует большой концентрации и внимания.
Этап 4: я умею водить машину настолько хорошо, что я могу управлять автомобилем и заниматься другими делами. Вождение автомобиля происходит на автоматическом уровне.

В этой модели этап 4 является заключительным. Тем, к которому надо стремиться.

И странно, что никто не замечает ограниченности этой модели — описания заключительного этапа как бессознательного (реактивного). Действительно ли бессознательное выполнение действий — это то, к чему следует стремиться?

Какие опасности поджидают нас на четвертом, бессознательном, этапе?

— Остановка в развитии. Мы считаем, что наше обучение завершено, и мы уже все знаем — в текущей деятельности нет более ничего, чтобы можно было еще узнать. У нас пропадает стимул к совершенствованию и постоянным улучшениям;
— Чувство успокоения. Мы считаем что все знаем, и выключаем свое внимание, и реагируем с запозданием на внешние события. Если вернуться к аналогии вождения, то состояние «неосознанной компетентности» — это состояние, в котором и происходит большинство несчастных случаев.

Многие действия, которые мы выполняем ежедневно, находясь в реактивном состоянии, уже не являются столь же эффективными и максимально полезными по сравнению со временем, когда мы обучались этим действиям осознанно и внимательно. Из-за того, что они оказались «вшиты» в наш мозг, эти действия стали привычками. Которые могут сдерживать наше развитие.

Поэтому настоящие мастера своего дела не задерживаются на четвертом этапе и доходят до пятого этапа, который можно назвать «осознанная компетентность»

Пятый этап модели обучения сознательным компетенциям — это «Осознанная компетентность»

На этом этапе внимание человека сосредоточено на его действиях. Общая канва деятельности уже известна, поэтому можно обращать внимание на процесс. Это позволяет человеку непрерывно оценивать то, что он делает и как он это делает, и совершенствовать свои действия, используя обратную связь от предмета деятельности и окружения.

Такое состояние осознанной компетентности достигается лучшими исполнителями в спорте, театре и музыке. Это состояние, которое позволяет выдающемуся актеру годами играть одну и ту же роль, вовлекая зрителя в иллюзию, что-то, что происходит на сцене, происходит в первый раз. Такое состояние осознавания известно и лучшим менеджерам, продавцам и другим профессионалам и экспертам.

Если вернуться к аналогии с вождением, то мы могли бы назвать это состояние «Продвинутый (осознанный) водитель». «Осознанный водитель» управляет автомобилем в полной сосредоточенности на себе, автомобиле и ситуации на дороге. Такой водитель исследует свои возможности по управлению автомобилем и направляет свое внимание и намерение на то, чтобы водить автомобиль наилучшим образом.

И на рабочем месте, и в повседневной жизни необходимо регулярно пересматривать те действия, которые мы считаем очевидными и само собой разумеющимися. Осознавая свои действия и постоянно обновляя свои навыки, мы делаем свое дело лучше и лучше, в то же время совершенствуем свои способности и развиваемся.

Осознанный мастер всегда внимателен
соматика бодинамика телесный интеллект