"Кораблики", или как поддерживать ребенка в его действиях
Бывает так, что человек обладает высоким интеллектом и творческим потенциалом. Но почему-то не реализует свой потенциал: стесняется говорить о себе,
Часто говорят о «синдроме самозванца» — когда знающий и экспертный человек испытывает неуверенность и сомневается в своем праве показывать свою экспертизу и говорить от своего имени. Возможная причина такой «скромности» — реакция родителей на «Кораблики», которые ребенок делал в детстве.
Рассмотрим следующую ситуацию. Ребенок сделал кораблик из бумаги и показывает его своей матери «Посмотри что я сделал». Мать говорит что он молодец и кораблик хороший. После чего ребенок сияет как начищенный самовар. Ясно что в этой ситуации ребенок нуждается в похвале образа своего действия, а не результата его действия. Он хочет чтобы его похвалили независимо от качества выполнения кораблика. Ребенок как бы предъявляет образ себя («ребенок, делающий кораблики и приносящий их матери»), для получения одобрения этого образа поведения. После того как одобрение получено, этот образ становится образом разрешенного поведения.
С точки зрения ребенка формирование правильных образцов поведения, то есть понимание того, что делать правильно, а что неправильно, проходит три этапа: — создание некоторого образа поведения (кораблика); — предъявление кораблика какому-нибудь признанному авторитету (родителю); — закрепление этого паттерна поведения.
Чем больше Корабликов, которые были сделаны и предъявлены, но не получили требуемой от родителя реакции, тем более нерешительным, неуверенным в себе, скучающим будет человек. Разные отклики Родителя вызывают у Ребенка определенные эмоции, и либо поддерживают импульс что-то делать и предъявлять себя и свои достижения миру, или отказываться от этого.
Будет три варианта поведения Родителя. Родитель обращает внимание на ребенка и хвалит его, игнорируя кораблик; Родитель игнорирует ребенка и кораблик Родитель обращает внимание на кораблик и разговаривает с ребенком о кораблике.
Какой способ выбрать? Какие действия родителя к каким последствиям приведут?