Блог

Мир отражается или создается? Эмбодимент-мышление

Традиционная наука разделяет сознание и тело. Это разделение восходит еще к Декарту, который критерием существования определил способность мыслить (а не способность иметь тело и двигаться). «Мыслю — следовательно существую».Философия Декарта предполагает отождествление личности, ума и сознания.

Декарт полагал, что наше сознание «отражает» независимый от сознания внешний мир, и наше познание мира заключается в том, чтобы максимально четко и без помех внешний мир отражать/репрезентовать с помощью органов чувств и моделировать в уме.

Современная наука следует декартовской парадигме. В частности исследователи мозга стремятся сделать все более и более сложные репрезентационные модели, которые могли бы быть соразмерны сознанию.

Но есть и другие философские теории познания. В частности философия энактивизма предполагает, что наше сознание формируется в момент действия, сознание не локализовано в мозге, активные действия тела формируют внешний мир. Философия энактивизма говорит о том, что невозможно абстрактное понимание действительности. Мы можем познавать мир «от первого лица», при этом создавая одновременно и мир, и создавая себя.

Первый стиль познания/мышления — это дезимбодимент-мышление. В декартовском мире тело является лишь несовершенным носителем для мозга, досадным «чемоданом без ручки», который постоянно мешает радости чистого познания. В этом случае решение проблем фокусируется на когнитивной составляющий — осознать, понять, узнать или принять правильное решение.

Но сколько классных решений не было воплощено в жизнь! Обучение также в этом случае когнитивное — чем больше человек знает, тем он умнее, и тем вероятнее сможет разобраться в ситуации. Смысл обучения в том, чтобы человек имел достаточно теоретических моделей для репрезентации окружающего мира.

Второй стиль познания/мышления — это эмбодимент-мышление. В этом случае я не создаю абстрактные модели, а воспринимаю себя и свое тело как инструмент познания. Как зонд, одновременно проявленный в этом мире и создающий этот мир.

Точность этого зонда позволяет получать достоверную информацию об этом мире, а энергия этого зонда позволяет формировать желаемый мир.

Второй стиль предполагает, что истинно только то, что я могу воплотить. Обучение в этом случае направлено на усиление реализационной способности человека, и подразумевает активные действия (тела) по добыванию знаний и формированию мира.

Более подробно про энактивизм — в содержательной монографии и статьях Е.Н.Князевой