Статьи автора курса по зрению
Зрение

Восстанавливают ли упражнения зрение?

Один из потенциальных участников задал мне вопрос «Какой средний, измеряемый результат, по вашему опыту?


Это правильный вопрос — мы же взрослые люди и хотим, чтобы наши действия имели смысл и были результативными.



Вот что я ответил:

«К сожалению статистику я не веду. Только собираю отзывы). Одно время была идея сделать всё «по науке» — измерить зрение до курса, провести курс, измерить зрение после курса и сделать обоснованные выводы.


Но во-первых многим участникам это не нужно и они ощущают ценность уроков без фиксации достижений, во-вторых не всегда позитивные изменения (например снятие привычного спазма и уменьшение боли/рези в глазах) оцифровываются, в третьих сам принцип оцифровки и измерения достижений противоречит принципам движения по методу Фельденкрайза.


Попробую объяснить эту принципиальную разницу на примере эволюционных теорий.


Пожалуй, самая известная — это спиральная динамика. немного менее известна теория вертикального развития.



Согласно эволюционным теориям человек в своем развитии обретает все большую и большую сложность, переходит с уровня на уровень, и на каждом уровне решает принципиально другие задачи, чем на предыдущих уровнях.


В теории вертикального развития большинство людей можно отнести к одной из трех категорий: Достигатель, Индивидуалист и Стратег.



Достигатель действует по принципу No pain — no gain. Он привык использовать свои ресурсы (время, силы, здоровье) для достижения высоких и выдающихся достижений. Это Инвестор по жизни, внутри которого всегда есть баланс «потратил — получил». Причем обязательно чтобы «получил» оказалось больше чем «потратил».

К своему телу Достигатель относится как к хорошей машине — чем дороже — тем лучше, надо проходить вовремя ТО, и тогда машина будет служить долго всем на зависть.

Жизнь для Достигателя — это беговая дорожка, по которой все бегут, и надо бежать быстрее всех.



Но в какой-то момент Достигатель устаёт. А возрастающий жизненный опыт показыает, что смысл жизни не только в достижениях. И начинается драматический переход Достигатель-Индивидуалист (типа кризиса среднего возраста).


Человек останавливается сам или его останавливает болезнь, или крах семьи, или другое драматическое событие. И человек задает вопросы:

«А что я из себя представляю? Кто я есть? Как я делаю выборы? К чему на самом деле следует стремится?».


Внутреннее пространство тоже становится интересным. Человек учится делать что-то для себя, и получить удовольствие от своих действий, движения и жизни в целом. Жизнь для Индивидуалиста — это интересное путешествие, в котором можно не следить за временем и не считать ROI, если это позволяет получить удовольствие и узнать что-то новое о себе и окружающем мире.



Следующий уровень — уровень Стратега. Стратеги имеют долгосрочные цели изменения мира, а их когнитивная и поведенческая гибкость позволяют находить общий язык с совершенно разными людьми.

Но изменения мира Стратеги начинают с изменения себя (восприятие, паттерны поведения, автоматизмы). Понятие эффективности для Стратега важно, но красота не в том, чтобы получить желаемое через усилия, боль и страдание, а в том, чтобы получить это гармонично и экологично, прилагая ровно столько усилий, сколько необходимо. Соразмеряя себя, свое воздействие на мир и ожидания мира. Чтобы был win-win-win. Стратег хочет не просто узнать себя получше, но иметь инструменты для изменения себя для достижения своих целей.



Каждый из этих персонажей выбирает свои практики со своим намерением. Соответственно есть практики достигательные, есть индивидуалистские, есть трансформационные.


Достигательные практики — это спорт/фитнес с измеримыми результатами (скорость, вес, объем, количество). Или спортивные игры с жаждой победы.


Индивидуалистские практики — скандинавская ходьба, пробежки, велик, регулярное плавание (не на время). все то, что делается для собственного и телесного удовольствия.



Трансформационные практики — это йога (не в современном спортивном варианте). Айкидо (где принципиально нет соревнований)



Но, как вы уже поняли, дело не в самих практиках, а в том, с каким намерением выполняются.



Достигатель выполняет практики для результата.

Индивидуалист делает для удовольствия и самопознания («моё-не моё»)

Стратег выполняет практики для самопознания и самотрансформации.


Движение по методу Фельденкрайза — это индивидуалистская или трансформационная практика. Не достигаторская.



Принципы движения по методу Фельденкрайза — внимание к себе и комфорт в процессе выполнения, «меньше значит больше», не надо успевать за определенным темпом, не надо стремится выполнить всё в полном объеме, отдыхайте, когда вам этого хочется, если появится дискомфорт или боль — значит вы слишком сильно стараетесь, остановитесь, не действуйте «через боль», если вы будете слишком усердствовать и перестараетесь, это вас только отбросит назад…



Это принципиально несовместимо со статистикой и с изменением эффективности. Результат перестает быть самоцелью, а становится естественным следствием правильно организованного (осознанного и ненасильственного) процесса.



Занятия по методу Фельденкрайза — это шанс научиться делать только то, что вам удобно делать самым простым способом. Учиться делать ровно столько сколько нужно с адекватным усилием.


Подробнее о курсе по методу Фельденкрайза «Ясное зрение» тут: https://somanautica.ru/vision