Дневник соманавта (8 лет практики соматики и бодинамики. как это работает)

Ребенок между Контактом и Достоинством


Моя история – это типичная история выбора между Контактом и Достоинством.
Контакт – это очень важная часть нашей жизни. Психология знает достаточно много о негативном влиянии ограничения в контакте, в том числи и в телесном контакте. Это так называемый «синдром детдомовских детей», которые плохо развиты эмоционально и сильно болеют. Это и эксперименты Харлоу с лишенными любви обезьянами макаками, которые оказались неспособны к размножению. Это эксперименты на кроликах, у которых вызванный экспериментаторами атеросклероз развивался по разному в зависимости от частоты поглаживаний.
Если ребенок выбирает Контакт, то он делает то, чего он него требуют. Он отказывается от проявления и реализации своих желаний – но он гарантированно имеет хорошие отношения и любовь.
Другой базовой мотивацией человека является понимание и выражение своих внутренних природных импульсов. В бодинамике говорят в этом контексте про Достоинство. Достоинство выражается в стремление сделать многие вещи по-своему.
Если ребенок изо всех сил отстаивает свое право делать так как ему хочется – то это может не нравится другим, и ребенок может потерять к себе хорошее отношение и оказаться в изоляции.
В идеальном варианте ребенок следует своим естественным импульсам и делает то, что хочет – и его принимают таким какой он есть и его любят. 

Но очень часто между стремлением к Контакту и стремлением к самовыражению/Достоинству возникает конфликт. Это базовый конфликт проявляется в конфликте между «хочу» и «надо», между «сделать для других» и «сделать для себя», между тем, чтобы нравится другим или делать то, что хочется.

При возникновении сильного или длительного во времени внутреннего конфликта между потребностью в Контакте и потребностью в Достоинстве происходит остановка в развитии и фиксация на определенном способе совладания с конфликтной ситуацией. В результате человек может остановиться в своем развитии и зафиксироваться – телесно, эмоционально и психологически – в этом конфликтом состоянии.

Если ребенок выбирает «быть для Других», то его мышцы обычно слабеют – ведь для того, чтобы подчиняться и следовать., не нужна большая сила. И во взрослом возрасте мышечная сила такого человека обычно невелика, и мышцы находятся в гипотонусе.

Если ребенок выбирает «быть для Себя», то его мышцы очень сильно напрягаются – чтобы отстаивать Себя, нужна сила. Во взрослом возрасте мышцы такого человека находятся в привычном гипертонусе.