Проект Соманавтика
Бодинамика
Проблемы взрослых людей и психомоторная история их становления и развития
Бодинамика – относительно новое направление в телесной терапии. Его автор - Лисбет Марчер. Направление начало развиваться около 40 лет назад.
В бодинамике экспериментально определено, что конкретные группы мышц соответствуют конкретным схемам поведения и особенностям характера человека. Визуальное тестирование отдельных мышц и мышечных групп позволяет точно диагностировать, в каком возрастном периоде возникла данная проблема, какие темы связаны с этим возрастом. Методы работы в бодинамике сочетают психологическую работу с обучающими и диагностическими физическими упражнениями.
История Бодинамики
Основатель бодинамики Лизбер Марчер вдохновлялась работами Э.Эриксона и теориями возрастной психологии. Бодинамика как система сформировалась на основании более чем 35 тысяч сессий/наблюдений за детьми и взрослыми клиентами/пациентами.
Велось наблюдение за
1. психологическими темами, которые возникали или активизировались у клиента каждый раз, когда определенная мышца физически стимулировалась во время лечения.
2. за возрастным уровнем, который вызывался у клиента каждый раз, когда определенная мышца физически стимулировалась во время лечения.
3. конкретными мышцами, которые начинали реагировать каждый раз, когда клиент говорил о конкретных психологических темах.
Также в процессе наблюдений за детьми удалось уточнить возраст, когда определенные мышцы или части мышц впервые добровольно активируются в новых движениях таких как переворачивание, сидение, ползание и ползание, стояние и ходьба.
В результате сформировалась ясная и четкая картина психомоторной эволюции, сфоровалась система Структур Характера и Эго-функций.
Для исследования этого в декабре 1982 года Лисбет Марчер, Эрик Ярлнес и Стин Лергенсен основали Бодинамический институт с целью обучения и исследования содержания Бодинамической системы. В 1985 году началась первая датская четырехлетняя программа обучения психотерапии. В то же время началась обучающая программа в Калифорнии, и постепенно программы обучения бодинамике начали распространяться и на другие страны. В настоящий момент обучение бодинамике проводится в десяти странах.
В теле человека более 600 мышц. Большинство из них описаны в базовом труде, изданном институтом Бодинамики - Body encyclopedia. Книга содержит обзор мышц, структур Характера и Эго-функции, к которым эти мышцы относятся. Но к сожалению это не кулинарная книга и просто так "включить" мышцы не получится. Надо знать движения, которые включают ту или иную мышцу, и правильно их практиковать

цель БОдинамической работы
Свобода выбора человека
В бодинамическом подходе через тело мы можем видеть личную историю, через тело же мы можем изменять личную историю, отпуская зажатые в теле эмоции, уменьшая напряжение или переобучая мышцы.
Программирование судьбы (Открытый и Закрытый коды)
Кате три года и она недавно научилась бегать. Она бегает в гостиной вокруг стола. За Катей бегает папа и делает вид что ее ловит. Катя со смехом убегает от папы. В комнате также есть мама и пришедшая к ней подруга. Очень доброжелательная и непринужденная атмосфера царит в комнате.
играя, Катя повышает свои навыки и способности, бегая вокруг стола более быстро и чувствуя радость и удовольствие.
Но что будет, если ситуация будет развиваться не по плану? Например если Катя поскользнется, упадет и сильно ударится о пол? Рассмотрим как могут по-разному реагировать родители и как это может повлиять на формирование установок Кати (кодирование) и на программирование ее характера - и судьбы.
Ситуация 1
Родители реагируют на это без излишнего возбуждения, обнимают Катю, целуют коленку и клеят пластырь. Потом Катя с папой начинают исследовать почему она упала и обнаруживают, что она поскользнулась на разлитой воде. Катя пробует скользить по полу и тренируется бегать по скользкой поверхности, иногда держа папу за руку. Через некоторое время Катя с отцом убирают воду и веселье и беготня продолжаются вновь.

В результате у ребенка формируются установки:
- падать можно;
- в сложной ситуации можно получать помощь;
- можно найти причину проблемы;
- можно экспериментировать, сохраняя контакт со значимыми людьми.

Такие убеждения позволяют Кате и дальше развивать свои навыки и способности, являясь обучаемой и открытой.
Ситуация 2
Когда Катя падает, мама Кати очень сильно пугается, хватает Катю, громко начинает ее жалеть, говорит ей как это опасно – бегать вокруг стола, а затем ругает отца за такие безответственные игры. Затем мама и Катя идут на кухню, где мама начинает Кате читать книгу, а отец в это время исчезает погулять с собакой. Мама постоянно спрашивает болит или не болит ее нога, акцентируя внимание на ощущениях Кати, и постоянно говорит Кате как опасно бегать вокруг стола. Также мама периодически ругает безответственного отца.
Общее выражение лица, голос и эмоции матери передают большой страх, и Катя начинает верить ей, что:
- быстро бегать опасно;
- отец – невнимательный человек, источник опасности;
- мама за меня беспокоится и всегда защитит меня;
- лучше читать книгу, чем бегать.
Вывод
Если подобные ситуации повторяются несколько раз, то Катя уже не будет радоваться, бегая быстро. Нескольких раз будет достаточно чтобы встроить в Катю несколько установок. Например, «если я двигаюсь слишком быстро – я теряю контакт со значимыми для меня людьми». В результате Катя будет отказываться от того, что ей приносит удовольствие (бег) ради того, что сохраняет контакт со значимыми людьми (сидеть и читать с мамой).

И возможно Катя превратится в ребенка, который предпочитает сидеть дома вместо того, чтобы активно двигаться и использовать свои возможности по максимуму. И став взрослой, Катя будет считать, что проявление себя может стать причиной потери контакта с близким человеком.

Катя будет считать, что у нее спокойный характер, хотя на самом деле она просто обучена матерью вести себя тихо и спокойно. И если Катя захочет стать более раскованной, то столкнется с непонятным внутренним сопротивлением. Таким образом, в бодинамике для решения проблем взрослого человека, ему надо добавить ресурсы, потерянные в детстве. В детстве мы даем обещания - и забываем их. Но они живут в наших эмоциях и в нашем теле и не дают жить и быть счастливыми в реальности.
Бодинамика исходит из того, что подавляющее большинство проблем взрослого человека идет из его детства. Родители влияют на своих детей. Родители хотят чтобы дети были хорошими, жили счастливо и имели хорошую судьбу. Для этого родители оберегают детей от плохого, и часто их останавливают или что-то запрещают.

Чтобы сохранить контакт с родителями, ребенок готов отказаться от многого! В результате ребенок перестает использовать полный круг своих возможностей, и со временем эти возможности исчезают. Мышечный тонус и готовность к действию слабеют. Как следствие, во взрослом возрасте человек не может проявить себя, отстоять свои права и получить что ему нужно.

Другая ситуация возникает, когда дети испытывают сильное давление родителей. Они могут злиться и удерживать себя от того, чтобы что-то не делать. Их мышцы становятся напряженными, и продолжают быть напряженными постоянно. Таким образом дети защищают свое достоинство, но во взрослом возрасте они не могут расслабиться и отдохнуть, постоянно доказывая что-то себе и другим.
Есть легенда про солдата наполеоновской армии, который встал вместо опоры моста, чтобы Император мог проехать по этому мосту. Это доблестный поступок. К сожалению многие из нас продолжают стоять на своем посту и "держать мост", в то время как карета Императора уже далеко. Кто даст солдату команду выйти из-под моста и заняться тем, для чего он предназначен!? Только он сам.
История из жизни
«У меня был старший брат, он был на 4 года старше меня. Когда мне было лет пять-шесть, мы часто играли друг с другом. Мне очень нравилось играть с ним. В наших играх была соревновательность, но я быстро понял, что если у меня получалось что-то лучше, он отказывался играть. Мне доставляла удовольствие сама игра, но он хотел побеждать. И когда он проигрывал, он бросал игру. И я терял контакт с ним.
Только с годами я понял, что из-за этой истории я сдерживал свои способности и силы – я думал, что если я проявлю свои силы и способности, то я потеряю контакт.
И я научился так проявлять себя, чтобы никогда не быть лучшим.

Когда я профессионально занимался бегом – и иногда я выигрывал и побеждал – для меня это не приносило удовольствия. Ведь из раннего детства я усвоил, что если я выиграю, то потеряю контакт. И я научился следить за этим – говорить не о том, что знаю и что считаю верным, а то, что позволит мне удержать контакт. И мой партнер– она часто злилась на меня, поскольку я не высказывался и своих знаний не давал. И если вдруг кто-то критиковал меня за то как я проявлял себя – я тут же возвращался к раннему опыту с братом. И я останавливался.
Только с годами я понял, насколько сильным было влияние той истории с братом, и мне понадобилось много времени и сознательных усилий, чтобы позволить себе проявлять себя".
Структуры характера

Структуры характера - это определенные темы развития, которые активизируются в соответствующем возрасте.
В Бодинамике считается что развитие личности начинается до рождения ребенка и продолжается до 12 лет. И уникальное для каждого человека сочетание гипер- и гипотонуса мышц и создает, с одной стороны, индивидуальность характера, а с другой – тот телесный образ, который мы видим.

Есть три мышечные реакции приводят к трем жизненным позициям. Первая связана с большей пассивностью, отказом от деятельности, капитуляцией или коллапсом. Она называется ранней, потому что обычно она формируется, если стресс или нарушение нормального развития происходит на ранней стадии возрастного периода. Поздняя позиция формируется если стресс не слишком силен или происходит на поздней стадии возрастного периода - и проявляется в сдерживании импульсов, напряжением, сопротивлением. Третья, или здоровая позиция связана с ресурсным состоянием и возможностью выбора.описание структур характера.
Ранняя позиция выбирает контакт за счет своего достоинства.
Поздняя позиция выбирает свое достоинство, но находится не в контакте с другими.
Баланс. Все структуры характера развиты гармонично.
Таким образом, в процессе становления и развития человек проходит семь этапов, которые связаны с развитием тех или иных психических функций. На каждой стадии психомоторного развития ребенок осваивает новые стороны жизни и соответствующие новые моторные навыки. Все дети проходят все возрасные периоды и, в идеале, осваивают все три позиции характера. Приобретают свойственные каждой позиции ресурсы и защитные паттерны.
Бодинамика в России

Активное обучение бодинамики в России проводилось с 2006 по 2016 годы. были проведены достаточно много обучающих групп в Москве, а также группы в Харькове, Самаре, Смоленске, Воронеже.Также в 2015 году была проведена конференция "10 лет бодинамике в России", был издан сборник конференции с работами и исследованиями по бодинамике российских специалистов.
В 2015 году была проведена конференция "10 лет Бодинамике в России"
Собборус-Анатомия движения
Закрытая группа по изучению бодинамических Эго-функций
В далеком 2015 году группа энтузиастов во главе с Натальей Королёвой и Викторией Березкиной-Орловой начала цикл ежемесячных встреч, посвященных исследованию бодинамических Эго-функций. Группа называется Собборус-Анатомия движения. "Входным билетом" в эту группу был опыт прохождения хотя бы вводного семинара по бодинамике - и мне повезло в эту группу попасть.

Мы изначально договорились, что это будет исследовательская, а не терапевтическая группа.

Участники группы:
- регулярно выполняют уроки соматического движения, активизирующие мышцы изучаемой Эго-функции;
- ведут дневник самонаблюдения;
- регулярно пишут отчеты.

За четыре года мы изучили/прожили три Эго-функции: Центрирование, Границы, Заземление.
Было проведено несколько внутренних конференций по изученным Эго-функциям. В настоящий момент идет подготовка к погружению в изучение Эго-функции СВЯЗЬ.
Собборус-Анатомия движения
Закрытая группа по изучению бодинамических Эго-функций
Тренинг Соманавтика
Авторский тренинг по обретению телесной осознанности
В настоящее время официально в России программ обучения бодинамике не ведется. Тренинг Соманавтика включает в себя элементы изучения бодинамических структур характера и является уникальным шансом получить содержательную теоретическую информацию о бодинамическом подходе, так и проработать свои Структуры Характера.

Тренинг разработал и проводит Анучин Андрей - сертифицированный somatic educator, участник закрытой группы "Собборус-Анатомия движения".
Made on
Tilda